• тел: +7(495)787-98-24
  • e-mail: info@cgip.ru

Розничная торговля

Розничная торговля относится к числу перспективных и быстроразвивающихся секторов экономики. Можно наблюдать, как серьезно за последнее десятилетие развилась система крупных торговых сетей (супермаркетов, гипермаркетов), появились новые современные магазины. При этом стоит отметить, что на данном этапе ситуация на рынке постоянно меняется. В результате слияния и поглощения новых компаний появляются структуры розничной торговли, способные конкурировать в борьбе за покупателя благодаря предоставлению продукции более высокого качества и широкого ассортимента, снижению цен и расширению сферы услуг, лучшему пониманию потребностей покупателей.

 

Оценка предприятий торговли проводится в рамках тех же оценочных методов, что и оценка предприятий других отраслей, однако особенности торговли как вида бизнеса накладывают свои требования к методологии оценки.

Многие предприятия торговли (особенно мелкие и средние) не имеют возможности приобрести в собственность помещение для магазина, поэтому им приходится брать торговые площади в аренду. Иногда при этом арендуется и оборудование торгового зала. На первый взгляд, арендованное имущество не является собственностью оцениваемого предприятия и поэтому не увеличивает стоимость активов предприятия. На самом деле, торговая недвижимость, ее расположение и другие характеристики, является одним из важнейших факторов успеха торгового бизнеса и непосредственно влияет на его стоимость. Поэтому, все арендованное имущество и, в первую очередь, недвижимое имущество предприятий торговли нужно оценивать. В данном случае активом, принадлежащим предприятию, является право аренды помещения или оборудования, которое необходимо оценить и учесть при расчете рыночной стоимости предприятия торговли затратными методами.

 

Другой важной, но не всегда очевидной составляющей стоимости торгового предприятия являются нематериальные активы. Самые распространенные нематериальные активы в торговле – это торговые знаки и фирменные наименования. Они обязательно подлежат оценке в составе активов предприятия. Другим, менее очевидным, активом является так называемый гуд-вилл, или деловая репутация предприятия. Деловая репутация – весьма широкое понятие, которое применительно к торговле включает в себя такие преимущества предприятия как доверие покупателей, их готовность делать покупки именно в данной торговой точке, наличие квалифицированного штата сотрудников, чья совместная работа позволяет предприятию делать выручку выше, чем в соседних похожих магазинах. Положительная деловая репутация может составлять весьма существенную часть стоимости торгового бизнеса, и поэтому также подлежит обязательной оценке в составе прочих активов при оценке затратным подходом.

 

Одной из текущих особенностей торгового, и в первую очередь, розничного бизнеса является жесткая конкуренция. Торговля сейчас является одной из наиболее динамичных отраслей российской экономики, и предприятия розничной торговли в борьбе за покупателя активно конкурируют между собой как по ценам, так и по наборам и видам дополнительных услуг для покупателей. Конкуренция идет и в системе организации торговли – появляются различные новые форматы торговых предприятий (гипермаркеты, интернет-магазины), которые успешно конкурируют с традиционными магазинами. Такая обостренная конкуренция постоянно ставит торговые предприятия перед выбором – «изменись или умри», что делает длительные прогнозы развития торгового бизнеса, особенно мелкого и среднего, затруднительными. Для оценщика это означает что традиционный срок прогнозного периода 5-7 лет, принятый для использования в оценке промышленных предприятий доходным подходом, в приложении к торговому бизнесу должен быть сокращен до 3-4 лет, а надбавка за риск в ставке дисконтирования – увеличена.

 

Специалисты Центра независимой экспертизы «Инвест Проект» учитывают все особенности ведения торгового бизнеса в современных условиях и адекватно применяют существующие методы оценки, в результате чего получают объективную оценку рыночной стоимости торгового предприятия.

 

Наши крупнейшие клиенты

 

Московская реализационная база хлебопродуктов №5

Деонис клуб

Возврат к списку