Об отмене "моратория на пересмотр кадастровой стоимости"

08.12.2016

Выражение "мораторий на пересмотр кадастровой стоимости" настолько крепко вошло в обиход юристов и сознание предпринимателей, что Федеральный закон от 30.11.2016г. № 401-ФЗ, направленный на отмену ранее установленного порядка, называют "законом об отмене моратория на пересмотр кадастровой стоимости". Подобное название представляется не совсем уместным, поскольку сам факт существования тотального запрета на пересмотр кадастровой стоимости в период 2017-2020гг. является, как будет показано дальше, в определенной степени преувеличением.

Вместе с тем, принятые изменения действительно могут существенно ухудшить положение хозяйствующих субъектов в рассматриваемый период, в связи с чем заслуживают пристального внимания, притом не только с точки зрения буквального содержания, но и их роли при характеристике законодательной политики государства.

  1. Что было, или История о несостоявшемся моратории

Обстоятельства введения "моратория на пересмотр кадастровой стоимости" напрямую связаны с принятием 03.07.2016г. Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», вступающего в силу с 01.01.2017г. Целью его принятия являлось изменение установленной Федеральным законом "Об оценочной деятельности" процедуры государственной кадастровой оценки, прежде всего, путем введения института государственных кадастровых оценщиков, состоящих при специально созданных субъектами РФ государственных бюджетных учреждениях (ГБУ). В соответствии с принятым законом, учреждения получают монопольное право на проведение кадастровой оценки объектов недвижимости. Напомню, в настоящее время отбор исполнителя для проведения работ по кадастровой оценке осуществляется на конкурсной основе, при этом в большинстве субъектов РФ к определению кадастровой стоимости привлечены формально независимые от государства коммерческие организации, созданные в форме ООО.

Согласно п. 1, 2 ст. 24 Закона о государственной кадастровой оценке, в переходный период с 01.01.2017г. до 01.01.2020г. государственная кадастровая оценка может проводиться по одному из двух вариантов: 1) в соответствии с настоящим (т.е., новым) Федеральным законом; 2) в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (старым законом).

Одновременно Федеральным законом от 03.07.2016г. № 360-ФЗ (ст. 19) была введена норма, которая многими была воспринята как "мораторий на пересмотр кадастровой стоимости". Содержание рассматриваемой нормы в упрощенном виде сводится к следующему: "Установить, что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с 01.01.2017г. по 01.01.2020г. применяются показатели кадастровой стоимости, действовавшие на 01.01.2014г., а если после этой даты была установлена меньшая кадастровая стоимость (опять же, в соответствии с Законом об оценочной деятельности), то применяется именно она (далее - наименьшая кадастровая стоимость).

Вместе с тем, применительно к результатам кадастровой оценки, полученным в соответствии с ФЗ "О государственной кадастровой оценке", аналогичная норма о "заморозке" предусмотрена не была. Исходя из содержания ст. 24 Закона о кадастровой оценке, никто не запрещал субъектам РФ уже в 2017 году создать соответствующие ГБУ и провести новую кадастровую оценку, запустив ее в действие с 01.01.2018г. Единственное ограничение, предусмотренное законом, - это необходимость соблюдения трехлетнего (двухлетнего - для городов федерального значения) промежутка между кадастровыми оценками (п. 8 ст. 24 Закона о государственной кадастровой оценке).

Следовательно, "мораторий на пересмотр кадастровой стоимости" было бы более уместно обозначить как "право на применение наименьшей кадастровой стоимости до следующей оценки в соответствии с новым Законом № 237-ФЗ". При этом действие такого права распространялось бы не на 3 года (2017-2019гг.), а до следующей кадастровой оценки - то есть на 1 или, в лучшем случае, 2 года - в зависимости от степени инициативности субъекта РФ и даты введения предыдущей оценки.

Так, применительно к г. Москве - если бы Правительство г. Москвы не приняло постановлениями № 790-ПП, 791-ПП от 29.11.2016г. новую кадастровую оценку в соответствии со старым законом, оно имело бы полное право пересмотреть показатели с 01.01.2018г. в соответствии с новым законом, при этом действовавший мораторий не мог бы в таком случае предотвратить увеличение кадастровой стоимости.

Московская область, последний раз вводившая новую кадастровую оценку земель с 01.01.2014г., и до отмены моратория могла ввести с 01.01.2018г. новые показатели оценки в соответствии с новым Законом № 237-ФЗ, при этом правило о применении наименьшей кадастровой стоимости также бы не действовало.

Резюмируя изложенное, действовавший "мораторий на пересмотр кадастровой стоимости" имел своей целью не столько защиту прав налогоплательщиков и арендаторов земельных участков, сколько стимулирование наискорейшего перехода субъектов РФ к новой системе координат, заданной Законом о государственной кадастровой оценке.

Поскольку установленная в настоящее время кадастровая стоимость многие субъекты РФ устраивала бы еще долгое время, было введено правило о применении наименьшей кадастровой стоимости, - с той целью, видимо, чтобы в кабинетах региональных чиновников не осталось людей, сомневающихся в необходимости скорейшей имплементации в жизнь положений нового закона. При этом интерес законодателя удивительным образом совпал с интересом налогоплательщиков, которые с введением моратория получили значительное (или не очень) послабление.

Вместе с тем, инициаторы введения моратория не учли то обстоятельство, что одним из субъектов РФ является город Москва, который в течение 2016 года планомерно проводил очередную кадастровую оценку в соответствии со старым Законом об оценочной деятельности и неожиданно принятой "заморозке", очевидно, был не рад хотя бы по той причине, что результаты выполненных работ пришлось бы просто выкинуть, а в случае их утверждения бюджет столицы еще два года наполнялся бы исходя из показателей, установленных 3 года назад. В таких условиях не нужно быть провидцем, чтобы догадаться, чьими лоббистскими усилиями был разработан соответствующий правительственный законопроект, ставший основой для резкого изменения курса.

  1. Что стало, или Иезуитство высшего левела

Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ (вст. в силу в данной части также с 30.11.2016г.)  законодатель выписал настолько изумительный кульбит, что даже средневековые иезуиты, практиковавшие, как известно, чрезвычайно гибкий подход к общечеловеческим моральным принципам во имя достижения конкретных практических задач, были бы слегка изумлены, ознакомившись со статьей 10 названного федерального закона.

Согласно указанной статье, перед текстом нормы, устанавливающей применение наименьшей кадастровой стоимости, вставлены слова о том, что "высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение о...", в результате чего смысл нормы поменялся на противоположный: общеобязательное правило не просто стало необязательным, но и вовсе перешло в разряд правомочий субъекта РФ, которые тот осуществляет по своей доброй воле. Как следует из текста принятого закона, решение о "заморозке" может быть принято субъектами РФ не иначе как в срок до 20 декабря 2016 года.

Другими словами, субъектам РФ фактически предложили стать унтер-офицерской вдовой и публично высечь самих себя, отказавшись от общего порядка, позволяющего не применять наименьшие показатели кадастровой стоимости. В таких условиях весьма интересно увидеть список таких субъектов РФ, который будет составлен после 20.12.2016г., учитывая текущую ситуацию с платежным балансом бюджетной системы. Кроме того, любопытно, каким образом следовало бы с государственных позиций оценивать глав регионов с дефицитным бюджетом, которые при отсутствии законодательной "обязаловки" введут у себя соответствующий мораторий, - не как ли диверсию против интересов казны субъекта РФ?

Еще один естественный вопрос, который возникает в данной связи, связан с тем, имеется ли вообще у российской законодательной власти, которая, как известно, является монолитной и межпартийным противоборством почти не обуреваема, целостное восприятие проводимой ею политики. Судя по ситуации, когда в федеральный закон, еще не полностью вступивший в силу, через 4 месяца вносятся изменения, которые на 180 градусов изменяют вектор законодательного регулирования, последовательность проводимой политики в иерархию ценностей депутатов точно не входит. А как объяснить теперь этот факт налогоплательщикам и не потерять при этом лицо, - по всей видимости, никого не заботит.

С практической точки зрения, отмена моратория отразится на интересах субъектов предпринимательства следующим образом: вместо наименьшей кадастровой стоимости, действовавшей с 2014г., с 01.01.2017г. будет применяться актуальная кадастровая стоимость.

Так, применительно к г. Москве подлежат применению результаты оценки, установленные постановлениями № 790-ПП, 791-ПП от 29.11.2016г., при этом результаты кадастровой оценки, действовавшие по состоянию на 01.01.2014г., значения не имеют. Новые результаты оценки город Москва будет вправе утвердить с 01.01.2019г.

Применительно к Московской области продолжают действовать показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлениями от 27.11.2013г. № 566-РМ, № 567-РМ и т.д. Новые показатели кадастровой стоимости в Московской области могут быть введены с 01.01.2018г.

 Источник: Закон.ру

Поделиться:
Вернуться в раздел